28 сентября 2019 года в Библиотеке имени Братьев Стругацких на ул.Типанова, д.29 прошла Конференция «Новые педагогические подходы в образовании и воспитании детей», организованная Санкт-Петербургской епархиальной комиссией по семье, Благотворительным фондом поддержки семьи «Добрый Дом» и Библиотеками Московского района.
В Конференции, представляющей методику проекта «Школа для родителей и воспитателей», который реализуется в Санкт-Петербурге с 2014 года, приняли участие педагоги, психологи, воспитатели, руководители детских учреждений и родители из Санкт-Петербурга, Калининграда и Польши.
После приветственного слова директора Библиотек Московского района С.А. Гульчук, любезно предоставившей площадку для проведения мероприятия, Н.А. Бережная, ведущий методист Центральной библиотеки имени К.Г.Паустовского, рассказала о программе семейного досуга, которая проводится в библиотеках. Любовь к чтению, патриотическое воспитание, рукоделие и воцерковление составляют основу данной программы.
Директор Санкт-Петербургского института психологического консультирования М.В. Архипова в своем докладе подчеркнула необходимость новых форм коммуникаций для нахождения контакта с детьми. При отсутствии внешних форм контроля, таких как детские общественные организации, правила поведения в социуме, педагог может опереться только на коммуникацию, ориентированную на поиск контакта с ребенком.
Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Викторович Дягилев отметил:
«К сожалению, книги, написанные о семейных отношениях в XIX – начале XX века в наших реалиях порой не работают, также как и буквально понимаемые святоотеческие рекомендации, написанные ещё в эпоху Византийской Империи. Связано это с тем, что за XX век дважды сменился тип общественных отношений – общество из аграрного стало индустриальным, из индустриального – информационным, на это наложились две мировые войны, революции, репрессии, всё это повлияло и на семейные отношения. Объективно вырос образовательный уровень и профессиональные возможности женщины, напротив, мужчины несколько потерялись – их основное преимущество – физическая сила – уже не столь востребована в мире, где многие вопросы решаются нажатием клавиш на клавиатуре компьютера, для чего сила не нужна. И если раньше взрослые, особенно отец, были авторитетами в глазах детей и вследствие бо́льшего жизненного опыта, и вследствие явного физического превосходства, то теперь, когда мир стремительно меняется – гаджеты и програмное обеспечение к ним устаревают уже не за года, а, порой, за месяцы, и взрослые, как более инертные, порой не успевают за этими изменениями, с трудом овладевают новыми моделями смартфонов, а дети оказываются более гибкими и приспособленными к изменениям – начинает теряться авторитет взрослых в глазах детей. И как современным родителям взаимодействовать с современными детьми в этом современном мире? Вот об этом и есть проект «Школа для родителей и воспитателей». Возможно, мы только сейчас начинаем понимать, что имел в виду апостол Павел, когда почти 2000 лет назад написал: «Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4). Ведь «учение Господне» – это учение Иисуса Христа о любви и принятии человека таким, какой он есть: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). Следовательно – воспитывать надо через любовь и принятие, а не через насилие и муштру».
Пленарную часть завершили Ядвига и Марчин Прокопы, ведущие Школы для родителей и воспитателей в Кракове. Они рассказали о ведущих принципах методики. Это диалог с ребенком. Это воспитание как путь к сердцу ребенка. Важно помнить о цели воспитания – взрастить зрелую ответственную личность. Для этого взрослые устанавливают границы и правила, направляют ребенка, применяют принцип последствий вместо наказания и описательной похвалы. При этом уважают ребенка как отдельную личность, не применяя принцип власти взрослого, а обучая ответственности за принятые решения.
На мастер-классах по методике проекта участники рассмотрели темы подросткового возраста, ролевых установок и границ, принятия чувств.
Особенность Школы для родителей и воспитателей заключается в проживании участниками разных ситуаций через сценки и ролевые игры. Это позволяет получить собственный опыт и переживания в разных ситуациях и сформировать свои педагогические и родительские подходы с учетом чувств и потребностей ребенка.