25 – 26 сентября в г.Оренбурге состоялись Х Евразийские (межрегиональные) Богородице-Рождественские образовательные чтения «Нравственные ценности и будущее Оренбуржья», в которых, по приглашению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Митрополита Оренбургского и Саракташского, и по благословению Высокопреосвященнейшего Варсонофия, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, принял участие Председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Александр Викторович Дягилев.
25 октября отец Александр выступил на секции «Сохранение традиционных семейных ценностей в современных условиях», где им был представлен доклад и презентация, посвящённые теме «Церковная работа по поддержке нравственных семейных ценностей с учётом трансформации семьи за минувшее столетие». Отец Александр подчеркнул, что одним из вызовов XXIвека является высокий уровень разводов:
«Всего по Российской Федерации за 2016 год количество удовлетворённых заявлений о разводах в органах ЗАГС составляет 62% от количества зарегистрированных браков. В некоторых регионах этот процент не столь велик, хотя цифры всё равно тревожащие, например, в Москве и Санкт-Петербурге процент распавшихся браков к зарегистрированным составляет около 50%, а, вот, в Ленинградской области за 2016 год распался 81% браков. Данные по разводам в Оренбургской области – близки к средним по России и составляют 68% от зарегистрированных браков. Общая тенденция за минувшее десятилетие такова – количество распадающихся браков остаётся стабильным, но падает количество регистрируемых браков. Это можно объяснить как тем, что молодёжь всё чаще выбирает жизнь во внебрачном сожительстве, являющимся грехом, с точки зрения Церкви, так и демографическим провалом – в 1990-е годы был большой спал рождаемости, а именно сейчас настало время, когда людям, рождённым в 1990-е годы предстоит вступать в брак и рожать детей. Было бы наивно полагать, что все разводящиеся люди – неверующие. Наблюдения в Санкт-Петербургской епархии показывают, что за 2016 год распалось 54% венчанных браков по отношению к количеству Венчаний, и тенденция та же – падает количество Венчаний, а количество распадающихся браков остаётся стабильным. Подобные же цифры озвучил и Высокопреосвященнейший Митрополит Вениамин в своём докладе на пленарном заседании, который был посвящён ситуации с семьёй в Оренбургской епархии. То есть, можно говорить, что это общецерковная тенденция. И это не говоря о имеющихся случаях распадов семей священнослужителей. Значит, не всё можно сваливать на неверие и незнание Заповедей Божиих».
Далее отец Александр перечислил основные причины распадения браков:
•Несбывшиеся ожидания;
•Разница воспитания;
•Разница темпераментов и реакций;
•Работа, деньги, кредиты, разные цели в жизни;
•Религиозная разница и разная степень воцерковления;
•Отношения с родителями и родственниками;
•Вмешательство родителей и родственников;
•Незрелые мотивы для вступления в брак;
•Здоровье (особенно в сексуальной сфере);
•Дурные привычки и зависимости;
•Появление детей;
•Супружеские измены;
•Непринятие чувств;
•Неумение построить диалог.
Выделив две последние причины о. Александр заметил, что если удаётся помочь людям выстроить диалог, а также понять и принять чувства друг друга, даже неприятные, то удаётся найти ключи к разрешению и всех остальных проблем. На этом построены все методики проектов, реализуемых под эгидой Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, такие как:
— «Супружеские встречи»;
— «Школа для родителей и воспитателей»;
— «Консультационная служба для семей в кризисе»;
— «Умное путешествие»;
— «Юридическая служба поддержки семьи»;
— Семейные балы «Соцветие»;
— Центр подготовки юношей и девушек к вступлению в брак.
На настоящий момент разрабатываются ещё две методики – «Поддержка людей после развода» и «Успешный отец».
Далее о.Александр рассказал о том, что за XX век по многим причинам семья прошла трансформацию от патриархальной к детоцентричной, а на исходе XX века появился новый тип семьи – супружеская, или супругоцентричная. Но несмотря на все трансформации, у людей всегда были определённые цели, которые они пытались достичь через создание семьи. Как сказал о.Александр:
«Зачем люди создают семью? Прежде всего потому что в семье удовлетворяются основные базовые потребности человека. Во- первых, это материальные потребности – человек нуждается в воздухе, воде, еде, тепле, чистоте, сне, и т. д. А во-вторых, существуют, также, и душевные базовые потребности:
· Безопасности;
· Принятия;
· Уважения (одобрения);
· Автономии;
· Принадлежности;
· Любить и быть любимым;
· Смысла (в том числе смысла жизни и общения с Богом).
Цель семьи – удовлетворять базовые потребности её членов. А для этого семья должна справляться со своими функциями. Основные функции семьи:
· Репродуктивная или продолжение рода;
· Воспитания и социализации детей;
· Хозяйственно-бытовая и экономическая (распределение доходов и потребления);
· Сохранение, развитие и передача последующим поколениям социального статуса, ценностей и традиций;
· Постоянство общения и поддержки;
· Интимно-эмоциональное и сексуально-эротическое самовыражение.
Каждая потребность, удовлетворяемая семьёй, может быть удовлетворена и без неё, но только семья позволяет удовлетворять их в комплексе. Если в семье не удовлетворяются какие-либо потребности членов семьи, это означает, что семья не справляется со своими функциями, её называют дисфункциональной.
Когда базовые потребности удовлетворяются, то люди испытывают приятные чувства, когда потребности не удовлетворяются, то люди испытывают чувства неприятные. Значит, если по какой-то причине семья стала дисфункциональной, люди, живущие в ней, постоянно испытывают неприятные чувства и не видят смысла эту семью сохранять. Это и есть основная причина того, почему люди принимают решение подать на развод.
Религиозные мотивы могут продлить срок существования дисфункциональной семьи, но не бесконечно, ибо возможности человеческого терпения – не безграничны. Человек видит смысл терпеть только если есть надежда на восстановление функциональности в какое-то реально обозримое время. Таким образом пастырская задача священнослужителей не столько давить на совесть прихожан в кризисе семейных отношений цитатами «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10, 9), сколько помогать людям вернуть их семейные отношения к функциональности.
Чтобы семья вновь стала функциональной, в ней должны начать удовлетворяться базовые потребности. Поэтому наличие неприятных чувств – это повод задуматься, какие потребности человека не удовлетворяются. И если мы находим ответ на этот вопрос, то следующий этап, понять, как их можно удовлетворять.
Потребности можно удовлетворять через ценности, или через суррогаты. Суррогаты – это алкоголь, наркотики, супружеские измены, и т. д. Практически все попытки удовлетворения потребностей через суррогаты являются греховными, разрушают душу и тело, и лишь дают иллюзию удовлетворения потребностей, на какое-то время. Ценности, это:
• любовь;
• свобода;
• уважение;
• справедливость;
• верность;
• честность;
• терпеливость;
• доброжелательность;
• истина;
• дружба.
Можно сказать, что это и есть традиционные семейные ценности, которые остаются актуальными во все века и в любом типе семьи. Могут возникать и другие ценности – это то, что мы начинаем ценить тогда, когда возникает угроза потери. Например, в наши дни ценностью стала сама идея того, что в основе семьи лежит постоянный и нерасторжимый союз любящих друг друга мужчины и женщины, благословлённый Богом, узаконенный государством, именуемый браком. Ещё лет сто назад это воспринималось, как само собой разумеющееся, и ценностью не считалось».
26 октября протоиерей Александр Дягилев выступил на круглом столе «Вместе за жизнь», который был посвящён теме борьбы с абортами и выведения абортов из системы Обязательного медицинского страхования. Выступление о. Александра было посвящено теме роли и ответственности мужчин в вопросах сохранения беремености и воспитания детей. В частности, о.Александр сказал:
«На этом круглом столе уже приводились примеры, когда женщины делали аборт, потому что на этом настаивал муж, или ещё кто-то. И, хотя, конечно, максимальная ответственность лежит на женщине, в её чреве находится ребёнок, её слово – последнее. Но иногда мы – мужчины, через угрозы, шантаж и насилие практически лишаем женщин возможности какого-либо выбора. И здесь, с одной стороны, важно развитие убежищ для беременных женщин, которые приняли решение рожать, несмотря ни на что, и на это сейчас выделяются средства через грантовый конкурс «Православная инициатива». В Санкт-Петербурге, например, таким женщинам готовы дать приют в Новодевичьем монастыре. А с другой стороны важно начать работу с мужчинами, разъяснять их роль и ответственность. Мужчина, настоявший на аборте, должен нести такую же епетимью, как и женщина, ибо он виновен в той же, а то ещё и в бо́льшей мере. Об этом же сказано в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви. Но почему-то мужчины редко каются на Исповеди в своей вине за аборт, совершённый супругой. За почти 18 лет в священном сане у меня было только два или три таких случая».
Далее отец Александр затронул тему того, что вследствие исторических потрясений и изменений в семье роль мужчины в вопросах воспитания детей снизилась почти до нуля. Часто в семье считается, что задача мужчины – зарабатывать деньги, чинить краны, розетки и физически наказывать детей, когда жена просит «поговорить с сыном по-мужски». Мало того, что физические наказания приводят к большому количеству побочных эффектов в будущем, мужчина в принципе не понимает, а на что он ещё в семье нужен, и в итоге самореализовывается на стороне, через работу (трудоголизм), рыбалку, охоту и те же суррогаты, прежде всего – алкоголь. Может быть именно по той причине, что воспитание детей перестало считаться мужским делом, мальчики перестали поступать в педагогические ВУЗы, и профессия «учитель» почти что исчезла, появились, в основном, «учительницы». А учителя, если и есть, преподают, в основном, труд, физкультуру и ОБЖ. Поскольку подобная проблема существует уже на протяжении многих десятилетий, в этой парадигме выросло уже несколько поколений мужчин, в наши дни необходимо создавать, буквально, школы по обучению отцовству. Так же, как, прежде, чем дать права, людей учат управлять автомобилем, изучают правила дорожного движения, сдают экзамен, так же, похоже, в наши дни нужно учить людей быть мужьями, жёнами, отцами и матерями. И конечно, идеал, это не чтобы аборты были запрещены, а чтобы люди их в принципе не делали, и чтобы само это слово было забыто. К этому и нужно стремиться.