Протоиерей Александр Дягилев прочитал лекцию для будущих психологов

В день памяти святых Петра и Февронии, 8 июля, в Институте психологического консультирования и психотерапии РХГА состоялась лекция председателя епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Александра Дягилева «Христианская антропология как основа психологии».

 

Лекция была адресована будущим психологам-консультантам и посвящена теме христианского взгляда на семью как творение Божие. Отец Александр год назад сам закончил это учебное заведение, и образование психолога, по его словам, помогает в его пастырском служении. Часто люди пытаются противопоставлять священников и психологов, но одно с другим гармонично уживается.

Священник напомнил слова одного из основателей современной психологии Карла Юнга: «Всякий невроз — это, в конечном счете, страдание о Боге». Традиционно считается, что психолог должен быть нейтрален по отношению к собеседнику и его желаниям, особенно с религиозной точки зрения. Но душа по природе христианка, а значит, не найдет покоя, пока не придет к Богу. Психологи пытаются успокоить человека, вывести из невротического состояния, но это помогает лишь на время: он бессознательно ищет ответ на вопросы смысла и цели жизни, а значит, ищет именно Бога. Психолог-христианин должен дать подсказку, где и как Его искать. При этом общение не должно превращаться в религиозную проповедь, человеку надо просто помогать обрести Христа.

Отец Александр разобрал со студентами первую и вторую главы Книги Бытия, где описывается творение человека по образу Божию как «мужчины и женщины» (Быт. 1:27). Далее происходит разделение этого образа, когда из ребра человека Бог создает ему жену, и тотчас звучит заповедь о браке: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2:24). Эта заповедь еще несколько раз будет повторяться и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус Христос к ней добавляет: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк. 10:8-9).

Таким образом, в библейском понимании брак — это не просто «разрешение» вступать в интимные отношения, а явление полноты образа Божия через постоянный союз двух людей — мужчины и женщины, любящих друг друга. Развод же уподобляется тому, как если порвать или расколоть икону Бога. Усилия по сохранению брака являются путем к спасению душ каждого из супругов, поскольку это усилия, направленные на соблюдение заповеди Божией. Помочь супругам сохранить брак также спасительно для души, и возможность сделать это доброе дело чаще всего предоставляется священникам и психологам. Поэтому при осуществлении консультативной деятельности психологам стоит избегать даже намеков на развод как на способ разрешения душевных проблем клиента.

Отдельное внимание отец Александр уделил теме любви человека к самому себе. В христианстве, на первый взгляд, нет заповеди об этом, а многие вообще считают любовь к себе грехом — проявлением самолюбования и эгоизма. Тем не менее, есть заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:31). Высшая форма христианской любви к себе — желание спасения своей души и деятельность в этом направлении. Человек — творение Божие, более того — образ Божий, икона Бога, а Бог плохого не творил. Значит всякий человек — хороший, плохих людей не существует.

«Да, мы — грешники. Я могу о себе сказать: я — грешник, я грязный, но я — не грязь. Икона тоже может быть грязной, поцарапанной, но от этого иконой быть не перестает, — пояснил свою мысль отец Александр. — Если я осознаю свою нечистоту, то стремлюсь ее смыть с себя, для этого есть душ, стиральная машина, а в духовном смысле — исповедь и причастие. Если же я и есть грязь — зачем грязь от грязи очищать? Таким образом, то, что в психологии называется повышением самооценки — это всего лишь помощь человеку осознать свое достоинство перед Богом и ответственность за сохранение в себе чистоты образа Божия. Когда я начинаю любить и уважать себя, тогда и в ближнем, несмотря на его грехи, начинаю прозревать такой же образ Божий. Я начинаю всем, даже личным врагам, желать очищения от греховной грязи и спасения души. Если же заявляю, что я плохой, то это — хула на Бога, как будто Бог что-то плохое создал. Поэтому святоотеческую рекомендацию «люби грешника и ненавидь грех» надо относить и к себе самому».

Источник: http://mitropolia.spb.ru/~gQB2D